Лепной декор
Лепной декор стен и потолков — старинная архитектурная традиция. Еще в Греции и Древнем Риме применялись вычурные лепные украшения. Пройдя через все времена и стили — классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, модерн — лепнина и сегодня поражает своей красотой и изысканностью.
ТОГДА…
Лепнина в сочетании с монументальной живописью на рубеже XVII-XVIII вв. стала излюбленным приемом декорирования интерьера. Ее белая матовая поверхность создавала особенный эффект, не похожий на блеск позолоченной резьбы, переходы светотени становились нежнее и мягче, а форма пластичнее. Лепниной обрамлялись окна, арки, камины, потолки. Иногда целые объемные античные сюжеты размещались на стенах дворцов. Но поскольку лепнина выполнялась из мягкого камня и была слишком дорога, ее часто заменяли более дешевыми гипсом и алебастром. Применялась также техника «стукко» — гипс или глину смешивали с добавками мраморной или гранитной крошки. Лепнина делалась вручную. Так создавалась ее неповторимость, а пластика и качество работы зависели от вкуса и профессионализма мастера. Для эпохи барокко характерны причудливые изгибы, ломаные линии, полукруглые очертания. Мастера того времени особенно охотно изображали амуров и ангелочков, декорировали лепнину под задрапированные ткани, букеты, гирлянды из фруктов…
Во второй половине XVIII в. сказочная пышность барокко сменилась строгостью и лаконичностью классицизма: прямые линии, правильные геометрические фигуры… Украшения сосредотачивались в определенных местах и не покрывали полностью стены и потолки. В лепном декоре часто цитировались античные формы — листья аканта и розетки (круглые стилизованные цветки), а также сюжеты.
В начале XIX в. приходит новый стиль — ампир. Основная тема — патриотический подъем того времени. Горящие факелы, лавровые венки, военные атрибуты стали наиболее часто изображаться в декоре.
После некоторого периода «бесстилья» в конце XIX — в начале XX вв. в права вступает модерн. Лепной декор вновь обращается к кривым, текучим линиям, которые становятся простыми и лаконичными. Интерьеры модерна подчеркивали плавное соединение стен и потолков.
Многие стилевые направления XX в. экспериментировали с лепным декором. Строгостью и четкой геометрией отличился хай-тек, вычурностью — кич. Нынче
каждый выбирает свой стиль лепного декора: и античность, и барокко, и классицизм, и модерн, и даже эклектика (смешение стилей).
…И СЕГОДНЯ
Многим понятие «лепниной декор» и «современный интерьер» представляются малосовместимыми. В действительности же современные лепные коллекции стилистически идеально сочетаются со всеми предметами интерьера из стекла, никеля, хрома, кожи, дерева, керамики и пластмассы. Распространено также представление, что лепной интерьер должен быть обязательно белым. Это еще одно заблуждение: новые материалы могут не только принимать любые формы, но и окрашиваться в любой цвет (на лепнину наносят золочение, патинирование, создают эффекты потертости и старения).
В последние десятилетия благодаря появлению относительно недорогих и практичных полимерных материалов лепниной декор неизменно присутствует в жилище европейца. Она продается в виде отдельных модулей и элементов, из которых собирается единая композиция, соответствующая стилю и особенностям того или иного интерьера и вкусу создателя. С оригинального орнамента снимают форму и с этой формы отливают нужное количество повторений.
Традиционно для получения качественных лепных украшений используются материалы, способные переходить из жидкого состояния в твердое без образования трещин и большой усадки: гипс, папье-маше, глина, цемент, металл, стекловолокно, стеклокомпозит. И хотя современный процесс «лепки» полимерных материалов совершенно не похож на то, как это делали древние зодчие, визуальный эффект абсолютно натурален.
Основной ассортимент лепного декора на сегодняшний день включает следующие позиции.
Потолочные плинтусы (багеты) часто закрывают щели, корректируют огрехи в отделке поверхностей. В последнее время лепные потолочные профили часто используют для организации скрытого освещения. Карнизы украшают верх стен, а плинтусы — соединение стен с полом. Молдинги — это устроенные на стене бордюры, создающие иллюзию картины. Для украшения нестандартных стен — круглых, изогнутых — есть гибкие модели карнизов и молдингов.
Настенный лепной декор чаще всего имитирует цветы, ветки и целые растения. Обычно эти детали крепятся в верхней части стен. Потолочные розетки чаще всего используются в качестве обрамления люстры. По форме они могут быть круглые, многогранные, различных диаметров. Накладные панели украшают плоскости дверей и стен, придавая им торжественный вид. Накладные ниши монтируются в стену, в них принято устраивать живописную подсветку. Арочное обрамление состоит из стандартных секций, которыми можно эффектно и элегантно оформить пространство внутри ниши и др.
Использование всех этих деталей позволяет почувствовать все великолепие классицизма, его торжественную и величавую красоту. Однако надо помнить, что в небольших помещениях массивные лепные украшения применять не стоит, так как это может привести к снижению видимого объема квартиры и создать «давящий» эффект.