пн-пт 9:30-18:30

Поиск оборудования

Производитель
Тип

Новости

Спустя год после принятия закона «Об энергосбережении» специалисты и ответственные лица подводят первые итоги и не без основания отмечают, что за истекший период в деле экономии коммунальных ресурсов наметились довольно существенные сдвиги.

16.03.2011 14:39

Практически каждый день из телевизионных новостей и со страниц печатных СМИ мы узнаем о новых энергоэффективных решениях, использование которых должно повысить качество жизни и сократить коммунальные расходы россиян.

Казалось бы — все под рукой, бери и пользуйся. Однако, к сожалению, ощутить это на практике сегодня могут далеко не все собственники и наниматели жилья — конечные потребители продуктов коммунальной отрасли, защита материальных интересов которых и является основной целью проводимых реформ. Разного рода организационные проблемы, традиционно являющиеся нашим слабым местом, часто становятся для простого потребителя серьезным препятствием на пути в энергоэффективное будущее.
 
Расчеты за тепло — самая весомая часть ежемесячной квартплаты, составляющая от 1/3 до половины суммы в квитанции, а порой и того больше. Именно поэтому потребители всегда с таким вниманием относятся к любым изменениям в порядке начисления платежей за центральное отопление, а на повышение тарифов реагируют особенно болезненно. И вот, наконец, появилась надежда на некоторое облегчение бремени платежей за тепло. Повсюду пишут и говорят, что после установки в домах теплосчетчиков платить надо будет меньше, и часто это действительно происходит. Однако порой выходит совсем наоборот.
 
«В старом жилом фонде в 10-15% случаев вместо экономии получается прямой убыток. Дело в том, что счетчик — всего лишь измерительный прибор, который не может дать никакой экономии сам по себе, — объясняет Вячеслав Гун, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления. — На обогрев большей части жилых зданий действительно требуется меньше тепла, чем предусмотрено нормативом. Но для этого необходимо одновременно с прибором учета установить автоматизированный тепловой узел с погодозависимым регулированием, который будет отсекать лишнее тепло, подавая в дом ровно такой объем горячей воды, который действительно необходим для отопления. Кроме того, нужно сбалансировать отопительную систему по стоякам и установить на батареях автоматические радиаторные терморегуляторы, позволяющие жителям управлять интенсивностью обогрева жилых помещений».
 
Как правило, в зданиях новой постройки все это оборудование уже есть (во всяком случае должно быть, как того требуют нормативы), а вот старые часто просто оборудуют узлами учета — и на этом все заканчивается. К тому же, некоторые дома находятся в довольно изношенном состоянии и имеют плохую теплоизоляцию, поэтому потребляют тепла больше, что предусмотрено нормативом. Таким зданиям необходим капитальный ремонт. И это не является каким-то секретом: речь идет о простых и очевидных для любого специалиста вещах. Но людям почему-то часто забывают о них рассказать. В итоге рождаются нелепые слухи, и сама идея теплосбережения оказывается дискредитирована.
 
Иногда происходят и еще более непонятные вещи. Так, некоторые подрядные организации при строительстве или капитальном ремонте домов устанавливают на батареи... половину радиаторного терморегулятора. Это не шутка: прибор состоит из двух частей: клапана и термостатической головки. Сперва в трубу врезается клапан, а затем на него монтируется головка с регулирующей рукояткой. Вот ее-то зачастую и не оказывается на месте. Жильцы же могут просто не понять, что в системе чего-то не хватает. Увидев на радиаторе клапан с серым или красным защитным колпачком, они считают, что это и есть терморегулятор. А так как вращение колпачка, естественно, не дает никакого результата, начинают считать эти устройства либо бесполезными, либо непригодными для использования в России, либо бракованными: версий существует множество. «Если терморегуляторы установлены без термостатических головок, то собственники вправе обратиться в управляющую компанию или к застройщику, где им обязаны выдать недостающее оборудование, — говорит Вячеслав Гун.
 
Единственное исключение — это когда в старом жилом фонде работы по замене отопительных приборов в квартирах производятся до монтажа автоматизированного теплового узла, т.к. при его отсутствии использование термостатов может привести к разбалансировке системы отопления. Но в этом случае жителям должны заблаговременно объяснить порядок и очередность действий, а после монтажа теплоузла — установить на клапаны термостатические головки.
 
Не спешите тратить сэкономленное
 
Не все обстоит гладко и с приборным учетом воды. Нет, потребление большинства семей действительно намного ниже нормативного и водосчетчики полностью окупаются в течение первого же года после установки, а зачастую — вдвое быстрее. Проблема в том, что приборы эти не вечны, более того, срок их эксплуатации не так уж и велик. А выясняется это в том момент, когда приходит время очередной поверки (раз в 4 года для счетчика горячей воды и раз в 6 лет — для холодной). Кстати, о том, что существует такая обязательная процедура, многие потребители даже не догадываются, а сообщить им об этом при установке счетчиков... снова забыли. И если через n лет после истечения межповерочного интервала приборы проверят, то потребление за все это время вполне могут пересчитать по нормативу, после чего у собственника появится немалый долг по платежам за воду.
 
Но допустим, что о поверке человек знал. Как же ее провести? Для этого нужно вызвать представителя эксплуатирующей организации, чтобы он снял прибор и зафиксировал в акте его показания. После чего отвезти счетчик в поверочную лабораторию, где его у вас заберут примерно на месяц, в течение которого платить за воду придется по нормативу. И за поверку каждого тоже нужно заплатить — в среднем от 500 до 1000 рублей. Потом забрать, снова вызвать специалиста, который установит прибор на место и опять составит акт. Таким образом, получается довольно сложная процедура, отнимающая массу времени и некоторое количество денег, что уменьшает эффект от полученной ранее экономии.
 
Впрочем, так почти никому делать не приходится, потому что после первой же поверки выбраковывается примерно 70-80% механических квартирных водосчетчиков. И тогда нужно покупать новый прибор. По этой причине потребителям обычно предлагают сразу установить новые счетчики, причем даже немного дешевле, чем «с нуля»: примерно по 2 тысячи рублей за штуку. Если посчитать, то получится, что за 12 лет нужно заменить 5 приборов учета воды: 2 на ХВ и 3 на ГВ, что обойдется в 10 тысяч рублей. Т.е. дополнительные расходы составят примерно 830 рублей в год (или 70 рублей в месяц).
 
До недавнего времени к этой сумме нужно было прибавлять еще примерно 50 рублей в месяц за так называемое ТО КПУ (техническое обслуживание счетчиков). Суть этой сомнительной услуги заключается в том, что раз в год сантехник вытирает с прибора пыль и проверяет целостность пломб. Итого получалось 120 рублей в месяц, все равно что прибавить к своему потреблению по 1 кубометру горячей и холодной воды.
 
Справедливости ради нужно заметить, что в последнее время в области организации учета воды наметились изменения в лучшую сторону. Так, в конце декабря 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение отменить практику ТО КПУ. Кроме того, некоторые производители теплосчетчиков, имеющие собственные поверочные лаборатории, упростили и удешевили замену приборов. Так, московская компания «ZENNER Водоприбор» высылает своего специалиста по адресу установки водосчетчика и сразу меняет его на аналогичный из т.н. поверочного фонда. Стоимость этой услуги в конце 2010 года составляла 950 рублей. Однако так сегодня делают далеко не все производители, поэтому в целом по стране пока сохраняется прежняя ситуация.
 
В заключение нужно рассказать еще об одном способе «поверки», который стал в последнее время необыкновенно популярен. Счетчик не забирают в лабораторию, а поверяют прямо у вас дома с помощью переносной установки, умещающейся в небольшом чемоданчике, и... банки с водой. Стоит такая услуга недорого (рублей 600), причем, по единодушным отзывам потребителей, все приборы поверку проходят. Однако большинство «незаинтересованных» специалистов уверено, что достоверность ее нулевая. И нет никакого смысла внедрять учет, если нет никакой уверенности в точности используемого оборудования. Кстати, Россия — единственная страна в мире, где делают поверку приборов учета с помощью «чемоданчика».
 
Лампа преткновения
 
Конечно же, нельзя обойти вниманием и тему экономии электроэнергии. Казалось, на этом фронте все идет довольно гладко. Однако практика говорит о другом.
 
Наиболее показательный пример — ситуация с энергосберегающими (люминесцентными) лампочками, которые все шире входят в повседневный обиход россиян. Как оказалось, их использование не всегда возможно. Речь идет о квартирах тех собственников, где установлены выключатели со светодиодом, светящимся в темноте и гаснущим при включении света. Если установить в цепи такого выключателя люстру с люминесцентными лампами, то она будет мерцать в темноте, как новогодняя елка. Вряд ли это кого-то может устроить. Но в чем же, собственно, дело и есть ли решение этой проблемы? «Проблема с мерцанием энергосберегающих ламп известна, причины ее возникновения связаны с принципом устройства такой лампы, — говорит Вадим Пекарев, директор Департамента маркетинга и розничных продаж ОАО «ОСРАМ». — Дело в том, что для запуска лампы необходим импульс напряжения, обеспечиваемый имеющимися в схеме конденсаторами. Если через лампу идет небольшой ток, а именно это имеет место при наличии выключателя с индикатором (кстати, обычно в выключателях используется не светодиод, а лампа тлеющего разряда), конденсаторы заряжаются и схема запуска пытается запустить лампу. В этот момент начинается вспышка. Однако для выхода лампы в режим постоянного свечения заряда, накопленного в конденсаторах, конечно же, хватить не может, они просто разряжаются через разряд в лампе. В этот момент она гаснет. Поскольку ни о каких сложных алгоритмах работы схемы запуска в дешевых лампах речь не идет, то они будут мерцать всю ночь. Выходом является приобретение энергосберегающей лампы известного производителя, оснащенной системой защиты от подобных вспыхиваний».
 
Подобный эффект может проявляться и при работе ламп с выключателями, не полностью обесточивающими лампы. Это могут быть, например, датчики движения или датчики освещенности, а также подобные им приборы, где управление осуществляется полупроводниковым ключом. Кроме того, специалист отмечает, что даже в том случае, когда лампа имеет соответствующую защиту, ее использование с выключателями, не полностью обесточивающими светильник, сокращает срок службы лампы в любом случае.
 
Поэтому лучше всего обойтись обычным выключателем. Но ведь для этого нужно было заранее знать о возможных проблемах. Но сообщить о них потребителю снова забыли: как продавцы-консультанты в магазине, торгующем энергосберегающими лампами, так и все те, кто призывает (в целом совершенно обоснованно) к их использованию. Более того, данный материал, похоже, является первым, содержащим исчерпывающий ответ на вопрос о мерцающих лампочках. Больше нигде на просторах Рунета нам его найти не удалось: есть лишь отрывочные рассуждения на форумах самих потребителей из числа технически подкованных.
 
И еще к вопросу о люминесцентных лампочках. Все слышали, что выбрасывать их с мусором нельзя, т.к. в колбе содержатся соли ртути. И это — вся информация, которая доступна широким потребительским массам. О способах утилизации — ни слова, за исключением отдельных муниципальных образований. Например, в Тюмени работает передвижной пункт приема ламп, расписание работы которого есть на сайте городской администрации. Информацию по некоторым другим городам мы смогли найти на сайте Гринпис России. Так, в Москве перегоревшие лампочки должны принимать ДЭЗы, РЭУ и управляющие компании. Только вот собственникам они об этом сообщать почему-то не спешат.

Все новости